ЧАКРЫ (буквально: "колесо"; также называется падма - лотос - из-за сходства с этим цветком) - в индуизме (см.), йоге (см.) и эзотеризме (см.) - энергетические центры высшего сознания, стремительно вращающиеся невидимые энергетические водовороты, расположенные в "эфирном теле" человека. Ч. - "ворот космической энергии" - насчитывают, как правило, от четырех до сорока девяти. Ч. - органы сверхчувственного восприятия и энергообмена с Тонким планом. В проекции на физическое тело основные Ч. находятся в области крупных нервных центров, расположенных вдоль позвоночного столба, в головном мозгу и в конечностях. Обычно Ч., подобно другим органам тела, функционируют независимо от нашего сознания. Но когда человек начинает практиковать какую-либо психодуховную технику, он берет их работу под контроль.

Ч. имеют следующие имена и положение:
1. Муладхара: основание позвоночника, возле ануса.
2. Свадхиштхана: на уровне половых органов.
3. Манипурака: на уровне пупка.
4. Анахата: на уровне сердца.
5. Вишуддхи: на уровне горла.
6. Аджня: на уровне бровей.
Соответственно Б.Д.Базу (1889):
1) крестцовое сплетение;
2) простатическое;
3) надчревное;
4) сердечное;
5) горловое;
6) кавернозное сплетение.

Падмы имеют "лепестки", которые указывают силы Ч., каждая из которых обозначается буквой - слогом алфавита санскрита. В сумме таких лепестков пятьдесят, они, как и соответствующие им силы, распределяются по Ч. следующим образом:
1) четыре;
2) шесть;
3) десять;
4) двенадцать;
5) шестнадцать;
6) два.

Как указывал Базу, количество лепестков соответствует числу важнейших нервов, исходящих из соответствующего нервного сплетения. Помимо шести упомянутых, на вершине сушумны . располагается Ч. - "тысячелепестковый лотос" (см. Сахасрара Падма). Базу связывал его с продолговатым мозгом, из которого берут начало и в котором соединяются левый и правый симпатические каналы. Как утверждает учение йоги, вверх по каналу сушумны всегда течет определенное количество энергии кундалини (см.), однако пробуждение большего ее объема приводит Ч. к более активному состоянию, что проявляется в усовершенствовании чувствительности органов восприятия и увеличению их силы, благодаря чему можно приобретать способности ясновидения, яснослышания и так далее; каждая Ч. связана с определенными формой материи и органом чувств, а именно:
1) земля, обоняние;
2) вода, вкус;
3) свет, зрение;
4) воздух, осязание;
5) эфир, слух;
6) разум.

Кроме того, можно провести сравнение с соответствующими явлениями и сферами человеческой активности:
1) тело;
2) страсти, желания и эмоции;
3) низший, или предметный, ум;
4) моральные и этические свойства;
5) воля;
6) высший разум.

Таким образом, первая, вторая и третья Ч. образуют низшую триаду, связанную с материальным миром, а четвертая, пятая и шестая Ч. - высшую триаду, связанную с внутренним миром человека. Однако все эти соответствия и сравнения следует воспринимать в очень широком и свободном смысле, поскольку подобные ответвления и взаимоотношения сложны в той же мере, сколько и сама жизнь, в которой разнообразные органы и способности проявляются в разное время по-разному.
http://i011.radikal.ru/0805/78/7af0afe1cd9a.jpg